Он не
имел наград и значимых высоких должностей,
он вообще был далек от какой либо
формальной идентификации. Даже фотографы
числили его своим лишь отчасти, хотя
признавали, что фотография для него
была делом жизни. Почему? Да хотя бы
потому, что его мало интересовала
техническая сторона фотографического
искусства. Он нередко просил сделать
ему тот или иной фотораствор фотографов
– «технарей», отдавал печатать им свои
фотографии. Складывалось впечатление,
что он либо не умеет это хорошо делать,
либо ленится. И то, и другое не влияло
на формирование его позитивного имиджа.
Поэтому при жизни никто не относил его
к фотографической элите. Более того, в
молодости его называли «пустоцветом»,
карикатуры на него несколько раз
появлялись в «Комсомольском прожекторе»
у главпочтамта. В последующие времена
за ним закреплялась слава чудака,
разгильдяя, необязательного,
безответственного человека. Это
невероятно, но о нем, жившем во второй
половине XX
века, сохранилось совсем немного
достоверных сведений. Зато устных
свидетельств и баек, более чем…
Кем же
он был Семен Григорьевич Переплетчиков
и что о нем достоверно известно?
Он родился
в г. Орша (Белоруссия) 9 июня 1931 г. в
еврейской семье. Это его как-то волновало,
поэтому в юношеские годы, когда он стал
подвизаться на журналисткой ниве, он
предпринял попытку изменить свое имя
на Сурен, что должно было, по всей
видимости, заставлять окружающих числить
его кавказцем. В 1941 году вместе с
родителями Семен Переплетчиков был
эвакуирован в Челябинск, где и прошли
его школьные годы. Некоторое время он
учился в школе № 10. А затем, работая на
Кировском заводе (1949-19953), обучался в
школе рабочей молодежи №14 г. Челябинска
и в средней заочной школе. Два аттестата,
подтверждающие получение среднего
образования хранятся в его личном
архиве. В этот начальный период своей
жизни он дружил с известными в последующие
годы в Челябинске людьми – скульпторами
Л. Головницким и Е. Макаровым, а также
педагогом В. Караковским.
В
последующие годы Семен Переплетчиков,
по устным свидетельствам обучался в
Ленинграде, но Ленинградский институт
театрального искусства не окончил,
работал будто бы актером в Таллине
(Эстония), но профессию эту не посчитал
своим призванием в жизни, ушел из театра
и занялся журналистикой. В качестве
внештатного сотрудника работал
журналистом молодежной газеты «Комсомолец»
(1957-1965). Жил в Новосибирске (1967-1976), Перми
91981-1986), сотрудничая с местными газетами.
В 1986 вернулся в Челябинск. В качестве
фотографа работал по договорам с
различными творческими организациями,
сотрудничал с Театром юного зрителя, с
газетой « комсомолец». Участвовал в
деятельности местного фотоклуба. На
протяжении всей своей жизни, начиная с
конца 1940-х годов, занимался фотографией.
Его излюбленной темой был портрет.
Героями его снимков были выдающиеся
деятели России второй половины XX
века – музыканты, писатели, певцы,
ученые… Фотографировал он их не в
студии, а на концертах, в гостиницах, во
время неформальных встреч с интеллигенцией,
которые сам же и организовывал. Общаясь
с ними, он пытался понять природу их
таланта, уловить «души изменчивой
приметы» и запечатлеть на черно-белую
фотопленку. Его архив, систематизированный
и обработанный трудами И.С. Егруной,
главного хранителя Центра историко-культурного
наследия, заставил по-новому поглядеть
на жизнь и творчество С.Г. Переплетчикова.
Перед
нами предстал глубокий, думающий человек,
мастер психологического портрета,
запечатлевший талантливых людей.
Портреты Роберта Рождественского,
Сергея Герасимова, Евгения Леонова,
Андрея Сахарова, Булата Окуджавы,
Владимира Спивакова, Леонида Енгибарова,
и многих, многих других уже сейчас, по
прошествии 17 лет после смерти автора
(он умер 11 июля 1994 года), воспринимаются
как значимые исторические фотодокументы,
ценность которых будет расти год от
года. С ростом интереса к ним, будет
расти интерес к личности Семена
Переплетчикова, человека при жизни не
вписывавшегося в современное ему
общество и время, но создавшему, через
портреты своих современников, своеобразный
памятник, той эпохе. Мечтается, что со
временем челябинцы увидят фотоальбом,
в который войдут все наиболее значимые
фотографии Семена Переплетчикова, пока
же мы предлагаем вашему вниманию
небольшую подборку его работ. |