Грамотность населения г. Челябинска на рубеже XIX-XX веков. Вопросы источниковедения
Серебренников Ю. Н. Грамотность населения г. Челябинска на рубеже XIX-XX веков. Вопросы источниковедения // Исторические чтения: Материалы IV научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии» — Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997. С. 55-56
Сто лет назад г. Челябинск был самым бурно развивающимся городом Урала. За двадцать лет с 1897 по 1917 г. численность его населения выросла почти в четыре раза: с 20 до 75 тыс. жителей. Какова же была грамотность населения? Данные, полученные в ходе Всеобщей переписи населения 1897 г., несмотря на некоторое несовершенство, являются наиболее достоверными и позволяют ответить на этот вопрос. Грамотность - это первая ступень образования. При перепеси 1897 года в переписном бланке был один вопрос: "Умеет ли читать" опрашиваемый. И всякий умеющий читать хотя бы по слогам относился к грамотным. Оренбургская губерния по территории была одной из самых больших губерний Европейской России. В ней в 1897 г. проживало 1 млн. 600 тыс. человек, из них в городах - только 152601 человек, или 9,54% жителей губернии. В целом грамотность населения губернии составляла 36,46%. Грамотность населения Челябинска была выше - 39,75%. По этому показателю город не намного уступал только губернскому центру Оренбургу, грамотность жителей которого равнялась 41,19% .1 Грамотность мужского населения города была заметно выше женского. В г. Челябинске в 1897 г. проживало 10270 мужчин, а грамотных было 4557 человек, или 44,37%. Женщин было 9728 человек, а грамотных только 2196, или 22,59%. Из 20 тысяч жителей города образование выше начального имели всего 1226 человек, в том числе 659 мужчин и 567 женщин 2. Согласно данным этой переписи и у мужчин, и у женщин возраст максимальной грамотности 14 лет. В этот период приобретение грамотности заканчивалось в основном к 16 годам. Следовательно, главным источником приобретенных знаний была начальная школа. С 1895 по 1916 годы в г. Челябинске было открыто 16 начальных школ разного типа3. Однако школы не могли вместить всех детей школьного возраста (8-11 лет). По данным местной газеты, только осенью 1911 г.: "За бортом начальных школ осталось 264 человека" 4. Взрослое неграмотное население училось на вечерних и повторительных курсах, в воскресной школе5. В последней занималось до 300 человек. "Аудитории учащихся, сообщала челябинская газета "Голос Приуралья", – разнообразны: мужчины, женщины, подростки, бывают старики и старухи". Оренбургское губернское земское собрание в 1916 году констатировало: "Аудитория вечерних классов всегда полна, интерес неизученного письма и грамоты настолько велик, что пожилые люди, забыв ложный стыд – учиться в зрелом возрасте, заняли место на школьной скамье". В целом же, если брать во внимание динамику роста грамотности всего городского населения России6, можно предположить, что к 1917 году грамотными были половина жителей г. Челябинска.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. - Т. 28. Оренбургская губерния. - СПБ. - 1904. - С. 1. 2. Там же. С. 94 -95. 3. Чернавский H. М. Материалы к истории Челябинска. - Челябинск. - 1993. - С. 34. 4. Голос Приуралья. - 1911. - 17 сентября. 5. Цит. по: Рушанина Н. П. Воскресные школы на Урале в начале XX века // Одиннадцатые Бирюковские чтения: тезисы докладов. - Шадрина. 1994. - С. 103. 6. Миронов Б. Н. Грамотность в России 1897 -1917 годов // История СССР. - 1985. - № 4. - С. 144.
|