Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии / Автор-составитель В.С.Боже. Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска. 2003. 160 с.: ил.
Первый викарный епископ Челябинский Дионисий, в миру Павел Иванович Сосновский, родился в 1859 г. в семье диакона Тамбовской епархии. Окончил духовную семинарию (1885). 2 года работал сельским учителем. 3 октября 1885 г. тамбовским епархиальным архиереем Виталием был рукоположен во диаконы к Космодемьянской церкви с. Верхняя Ярославка Тамбовской губернии. С 1888 по 1892 гг. учился в Московской духовной академии, каковую успешно окончил со степенью кандидата богословия. Во время обучения в академии, будучи вдовцом, 8 мая 1892 г., был пострижен в монашество с именем Дионисий. 25 мая 1892 г. был возведен в сан иеромонаха и определен на службу в духовно-училищное ведомство. Работал смотрителем Варшавского духовного училища (1892-1896 гг.) и ректором Иркутской духовной семинарии (1896 – 1898 гг.). В 1896 г. был возведен в сан архимандрита. Возглавлял в качестве настоятеля Дмитровский Борисоглебский монастырь Московской епархии (1898-1900 гг.) и Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии (1901-1906 гг.). Был благочинным от монастырей Тверской епархии (1902-1906 гг.). Дважды вызывался на чреду священнослужения в Санкт-Петербург: в 1900-1901 и 1906-1908 гг. Таким образом, к моменту его хиротонии во епископа Челябинского, имел самый разнообразный жизненный, духовный и хозяйственный опыт. Его назначение на новую викарную кафедру, учреждённую в Оренбургской епархии, произошло в соответствии с указом Святейшего Синода от 31 августа 1908 г. Наречение во епископа Челябинского состоялось 12 сентября 1908 г. в Петербурге, в зале заседаний Св. Синода в присутствии обер-прокурора Синода П.П.Извольского. Чин наречения совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), будущий патриарх- архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) и другие российские иерархи. В своей речи при наречении архимандрит Дионисий, как бы предчувствуя, что его ожидает отнюдь не простой путь епископского служения, особо подчеркнул, что “пастырю церкви нужно иметь много проницательности и духовной опытности, чтобы вовремя распознать ложь и неправду, и еще больше нужно иметь мужества и любви к церкви, чтобы твердо и неуклонно вести вместе с собой и свою паству по пути евангельскому”. 14 сентября 1908 г., в воскресный день, в Свято- Троицком храме Александро-Невской лавры теми же архиереями в сослужении лаврского духовенства была совершена хиротония архимандрита Дионисия во епископа Челябинского.
Викарную челябинскую кафедру епископ Дионисий занимал дольше, чем любой из его преемников – 6 лет. При этом он был, может быть, менее всего челябинским Преосвященным, так как почти всё время находился в Оренбурге, числясь настоятелем Успенского Макарьевского монастыря, а фактически выполняя при оренбургских епархиальных архиереях Иоакиме (Левицком) и Феодосии (Олтаржевском) функции их заместителя. На его рассмотрение были переданы наиболее многочисленные рутинные вопросы, отнесенные к компетенции епископа. Епископ Дионисий во время нахождения на Южном Урале состоял председателем Оренбургского епархиального училищного совета (1908-1911), товарищем председателя Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества, председателем епархиального комитета по оказанию помощи пострадавшим от неурожая в голодные 1911-1912 гг. Не остался епископ Дионисий и вдали от политических веяний времени, вступив почти сразу же по прибытии в Оренбург в “ Союз русского народа”. Поцеловав врученный ему знак этой черносотенной организации, он указал и на причины побудившие его к вступлению в Союз. По его мнению, ”Союз русского народа” состоял в большинстве своём из простого народа, в котором “больше и глубже сохранились те заветы, на которых развилась историческая жизнь России. Вера этой части русского народа сохранилась чище и глубже, а он, как епископ русской церкви, твердость в вере ценит выше всего”. При этом простому народу он противопоставлял интеллигенцию, которая, по его мнению “потеряла русскую самобытность, объевропеилась и смотрит на нее с пренебрежением как на остатки невежества, и этим отделилась от своего народа. Большинство этой интеллигенции, если и не утратило совершенно веры в Бога, то стало индифферентно, стало безразлично относиться к делам веры и церкви”. Епископ Дионисий в воскресные и праздничные дни часто вёл службы в храмах Оренбурга, во время отпусков епархиальных архиереев временно управлял Оренбургской епархией (май-июль 1909, июнь-июль 1913 и 1914 гг.). Св. Синодом поручалось ему и временное управление Тобольской епархией (май-июнь 1912 г.). После принятия Св. Синодом 9 октября 1913 указа о перемещении резиденции епископа Челябинского в Челябинск, и утверждения новых должностных обязанностей викария, характер деятельности епископа Дионисия должен был существенно измениться. Ему поручалось решение многих вопросов непосредственно на территории Троицкого и Челябинского уездов Оренбургской губернии. Однако, пока шли все необходимые согласования и решались вопросы материального обеспечения челябинской кафедры, он оставался в Оренбурге. А когда он окончательно перебрался в сентябре 1914 года в Челябинск, в газетах уже муссировались слухи о возможных перемещениях епископа Дионисия из Оренбургской епархии на различные викарные кафедры. И слухи эти не замедлили оправдаться. Указом Св. Синода от 17 ноября 1914 года он был назначен епископом Измаильским, вторым викарием Кишинёвской епархии, и 20 декабря того же года убыл на новое место службы. Таким образом, епископ Дионисий находился непосредственно в Челябинске около 3 месяцев. Между тем, будучи епископом Челябинским, он освятил в городе Александро-Невский и Свято-Троицкий храмы, поставил вопрос о денежном содержании епископа Челябинского перед епархиальным съездом духовенства и епархиальным архиереем, положил начало обустройству викарной кафедры в Челябинске, решал многие и многие вопросы, касающиеся духовенства челябинского округа. А потому его имя как первого архиерея, разместившегося в городе, навечно останется в анналах челябинской истории.
Дальнейшая судьба епископа Дионисия сложилась трагически. Вплоть до 1918 года он оставался Преосвященным Измаильским, викарием Кишинёвской епархии, служа под руководством епископа, а с 1916 г.- архиепископа Кишинёвского Анастасия (Грибановского), происходившего, как и епископ Дионисий из Тамбовской губернии, и также окончившего Московскую духовную академию. С захватом Румынией Бесарабии в 1918 году, он вынужден был покинуть кафедру и выехать в Россию. Об обстоятельствах, происшедшего с епископом Дионисием, сообщал Патриарх Тихон в своём послании Священному Синоду Румынской церкви: ”Предъявленное Румынским Священным Синодом по отношению к Архиепископу Анастасию (Грибановскому)1 и епископам Гавриилу (Чепуре)2 и Дионисию (Сосновскому) требование отложиться вместе со своею паствою от Церкви Всероссийской и подчиниться юрисдикции Церкви Румынской, будучи антиканоническим по существу, является в то же время посягательством на свободу их архиерейской совести, которая не могла допустить отступления от долга присяги, данной ими при рукоположении.
Сама обстановка, при которой епископы Гавриил (Чепура) и Дионисий (Сосновский) покинули Бесарабию, носит характер насильственного изгнания их из епархии, так как они были крайне стеснены сроком для ликвидации служебных и личных дел и не получили даже разрешения проститься со своею паствою”3. Из имеющихся в литературе сведений явствует, что епископ Дионисий двигался из Молдавии через Украину. Не далеко от Киева на железнодорожной станции “Вятка” был схвачен и 4 февраля 1918 г. убит большевиками4. Канонизирован РПЦЗ5.
Лит.: Преосвященный Дионисий, епископ Челябинский // ОЕВ. Часть неофициальная.1908.№ 40-41.С.775-777; Новые мученики российские: Второй том собрания материалов / Сост. протопресвитер М.Польский. М.1994 (Репринт с издания 1957 г.). С.287; Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти.1917-1943.Сборник в двух частях / Сост. М.Е.Губонин. М.1994. С.155, 972; Боже В.С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск.1996. Вып.1. С.51-52;Он же. Об обязанностях викарного епископа Челябинского Дионисия (Сосновского) // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.3. С. 401- 402; Конюченко А.И. Архиереи русской православной церкви на Челябинской кафедре(1908-1926) // Исторические чтения: Материалы региональной научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска “Имена уходящего века”(1999) Челябинск.2003.Вып.6. С.22.
Примечания.
1.) Анастасий, в миру Грибановский Александр Алексеевич (1873- 1965).В 1897 г.окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1898 г. пострижен в монахи. В 1901 г. возведён в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной семинарии. С 1906 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии В 1914 г. назначен епископом Холмским и Люблинским, а в 1915 г. - Кишиневским. В 1916 г. возведён в сан архиепископа (Кишиневского и Хотинского). После Февральской революции 1917 г.- участник Собора Православной Российской Церкви. С 1919 г. в эмиграции. С 1936 г. председатель. Архиерейского Собора и Синода в Мюнхене, В 1951 г. переехал в США (Нью-Йорк), глава Северо-Американской епархии. С 1964 г. ушёл на покой.
2.) Гавриил, в миру Григорий Маркелович Чепур (1874-1933).Родился в семье генерала. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата (1896).Пострижен в монашество, иеромонах. Работал в духовно-учебном ведомстве (Новгородская и Александровская Ардонская миссионерская, Могилевская, Полтавская, Вифанская семинарии). С 1902 г.- архимандрит.17 января 1910 г. хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишинёвской епархии. С 22 ноября 1911 г. – епископ Аккерманский, викарий той же епархии. После изгнания из Молдавии в 1918 г., был назначен первым епископом самостоятельной Челябинской и Троицкой епархии. Из-за обстоятельств гражданской войны до Челябинска не добрался.
Эмигрировал за границу (1920).Проживал в Югославии. Был членом Заграничного Синода. Носил титул архиепископа Челябинского и Троицкого.
3.) Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти.1917-1943: Сборник в 2-х частях / Сост. М.Е.Губонин. М.1994.С.155.
4.) Новые мученики российские: Второй том собрания материалов / Сост. протопресвитер М.Польский. М.1994 (Репринт с издания 1957 г.). С.287.
5.) Сведения о канонизации почерпнуты нами в в 2003 г. в Интернете на сайте Казанской епархии РПЦ (Служба Российским новомученникам и исповедникам // E-mail: info@eparhia.ru).