Издательства Челябинска в 90-е годы
Александрова Н. О., Евдокимова Н. П. Издательства Челябинска в 90-е годы // Исторические чтения: Материалы IV научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии» — Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997. С. 78-80
Деятельность провинциальных издательств сегодня заслуживает особого внимания. Доля их продукции в российском книгоиздании весьма заметна. Раздел "Сигнальные экземпляры" газеты "Книжное обозрение" зарегистрировал в 1995 г. 19058 названий вышедших из печати книг. Из них на долю провинциальных издательств приходится 5949 названий, что составляет 31,2 процента - почти треть российских изданий. Знакомство с репертуаром челябинских издательств показало, что из более 300 названий их изданий в "Книжном обозрении" за 1995 год зафиксировано менее половины. Можно предположить, что издания и других периферийных издательств отражены не в полном объеме. Следовательно, доля их продукции на российском книжном рынке, возможно, даже значительнее указанной В Челябинске еще совсем недавно действовало по существу одно довольно крупное издательство - Южно-Уральское, обслуживающее с 1964 года не только Челябинскую, но и Курганскую и Оренбургскую области. Сейчас ситуация в корне изменилась. Но данным на весну 1996 года, в Челябинске действуют 62 издательства и издающие организации. Из них 24 имеют форму государственной собственности, 16 - издательства частные, 15 - акционерные, в основном это товарищества с ограниченной ответственностью, и другие. Государственные предприятия не определяют то, что можно было бы назвать издательским лицом города. Упомянутое Южно-Уральское книжное издательство, выпускавшее еще в 80-е годы десятки краеведческих, литературно-художественных, познавательных, детских и прочих книг, еще в 1992 и 1993 годах получившее почетные дипломы лауреата премии Ассоциации книгоиздателей России, сегодня вынуждено переключиться в основном на выпуск книг за счет средств авторов. Будучи лишь формально государственным, а на деле лишившись государственной поддержки, издательство не в силах осуществлять крупные проекты. Более независимы, мобильны и маневренны, а потому более продуктивны частные издательские предприятия. Наиболее крупные из них уже замечены на российском книжном рынке, например издательство "Урал", выпускающее биографическую серию "Павленковская библиотека", получившую в конкурсе "Отчий дом" диплом П степени. Ни разу не переиздававшаяся за годы Советской власти серия Ф. Ф. Павленкова, состоящая из 200 биографий выдающихся людей всех времен и народов, сегодня была бы раскуплена, выйди она даже в варианте банального репринта. Издательство "Урал" заново ее отредактировало, снабдив каждый том вступительной статьей, послесловием и данными об авторах, что немаловажно, если учесть, что оригинал и переиздание разделяет столетие. Разработано и оригинальное художественное оформление серии. Из запланированных 40 томов с 1994 года вышло, по нашим данным, уже 16 тиражом 25000 экземпляров. Есть в Челябинске еще ряд издательств, которые уверенно завоевывают книжный рынок, например ПО "Челябинский Дом печати", "Атоксо". О стабильности их положения, уверенности в завтрашнем дне свидетельствует тот факт, что они, включая и "Урал", составляют и распространяют свои тематические планы издания литературы. Мелкие же издательства - МП и ТОО, зарабатывающие в основном благодаря заказчикам, этого позволить себе не могут. Найдя свою "нишу" на книгоиздательском рынке, они, как правило, ориентируются на читательские предпочтения, социальный заказ сравнительно небольших групп покупателей. Тематика изданий, авторский состав определяются учредителями. Так, учредителем МП "Автограф" является Челябинская писательская организация, МП "Рифей" Фонд культуры, МП "Околица" - отделение Всероссийской ассоциации любителей отечественной словесности и культуры ""Единение". Среди ТОО можно назвать "Вариант-книга", "Версия", "Пластик-Информ", "Книжник". Почти все эти издательства выпускают книги местных писателей. Челябинские издательства испытывают те же трудности, что и большинство издательств России, главная из которых- реализация книжной продукции. Почти каждое издательство торгует своими книгами самостоятельно, т.к. надбавки посредников значительно удорожают книгу. Так, на справочник "Весь Челябинск" ("Экодом"), продававшийся в магазинах и киосках Роспечати, они составили 20 тыс. рублей при цене издательства 10 тыс. Парадоксально при этом, что мелкие издательства, не имеющие службы сбыта, не говоря уже о маркетинговой службе, не используют всех имеющихся в городе возможностей для рекламы своей продукции, заключения договоров. На проходившей в апреле 1996 г. Челябинской международной книжной выставке-ярмарке из всех издательств города свою продукцию представили только "Рифей", Челябинский Дом печати и "Казаков и сотоварищи". Определенная замкнутость, отсутствие связи между собой и городскими властями, отсутствие органа, который если не координировал, то хотя бы осуществлял эти связи, информирование об издаваемой и планируемой книжной продукции, приводят к тому, что местные издательства часто терпят убытки. Как потерпели, например, неудачу с реализацией своих книг издательства "Автограф", ПО "Книга". Испытывают затруднения и другие издательства. Даже издательство "Атоксо", принятое в Канадско-американскую ассоциацию книгоиздателей и полиграфистов, заключившее в 1995 г в Дюссельдорфе договора с 200 зарубежными фирмами, было вынуждено уничтожить часть тиража одного из своих изданий из-за трудностей сбыта. Беда многих челябинских издательств в их замкнутости. Многие не подозревают, что в маркетинговом деле они могли бы найти союзника в лице библиотекарей города. Как наиболее демократические, широко доступные учреждения, библиотеки имеют представление о том, какие книги наиболее популярны среди населения, что пользуется, а что не пользуется спросом. Библиотекари имеют навыки исследования читательских предпочтений, следовательно, могли бы делать срезы и предпочтений покупательских. Библиотеки города могли бы стать компаньоном и в организации рекламных мероприятий, тех же презентаций изданных книг, книг, готовящихся к изданию. Тем более что опыт организации встреч с авторами у них немалый. Нельзя забывать и о том, что, несмотря на трудности комплектования, библиотеки по-прежнему остаются коллективными покупателями местных изданий. При этом в библиотеках города отсутствуют многие книги, выпущенные челябинскими издательствами, эпизодически представлены издания периодические. На наш взгляд, положительную роль мог бы сыграть ежемесячный (или даже квартальный) бюллетень, дающий самые безобидные для конкуренции сведения об издательствах, планируемых и выпускаемых ими книгах, месте их приобретения. Многим авторам (потенциальным заказчикам), самим издателям, журналистам, библиотекарям и просто читателям очень бы пригодился справочник "Издательства Челябинска" с их адресами, телефонами, именами учредителей, руководителей, редакторов, выяснение которых сегодня представляет собой большую трудность. За провинциальным книгоиздательством большое будущее, но выживут в конкурентной борьбе только те издательства, которые живут не только сиюминутной выгодой, но и задумываются о завтрашнем дне.
|