Челябинску - 275 лет
Главная         Список  
Статьи » Публикации сотрудников ЦИКНЧ » Статьи В.С. Боже
Митрополит Мефодий (Герасимов): челябинские страницы биографии

 В.С. Боже. Митрополит Мефодий (Герасимов): челябинские страницы биографии //  Материалы IV региональной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской и 70-летию Челябинской областей. 15-16 января 2004 г. Челябинск, 2004. – С. 60-67.



митрополит мефодий   В ряду оренбургских архиереев Мефодий (Герасимов) занимает свое, особенное место. Он был последним дореволюционным архиереем на оренбургской кафедре и первым, удостоенным на ней сана архиепископа.
    Во время его нахождения на оренбургской кафедре, пал царизм, РПЦ утеряла роль государственной церкви, Южный Урал охватила гражданская война и образовалась самостоятельная Челябинская епархия. В силу своей должности на все эти события он должен был реагировать и реагировал, был заметной исторической фигурой нашего края в 1914-19 гг. В этой связи интерес к его судьбе год от года растет, начинают появляться публикации, посвященные ему1, при этом из поля зрения исследователей, на наш взгляд, выпало несколько ключевых эпизодов биографии Мефодия (Герасимова), связанных как ни странно с Челябинском, что и определило тему нашего сегодняшнего выступления.
    Митрополит Мефодий, в миру Маврикий Львович Герасимов, родился в семье священника 22 февраля 1856 в с. Елбанское Барнаульского уезда Томской губернии. Окончил Томскую духовную семинарию (1878) и Казанскую духовную академию со званием действительного студента (1882).
    С 23 декабря 1882 служил в Алтайской духовной миссии. 26 сентября 1885 г. принял монашеский постриг, 10 ноября был рукоположен в иеродиаконы, а 22 декабря того же года – в иеромонаха. Был назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В январе 1892 г. после предоставления кандидатского сочинения, удостоен степени кандидата богословия Казанской духовной академии.16 мая 1893 возведен в сан архимандрита. 16 июля того же года возглавил Алтайскую духовную миссию. С 2 июня 1894 г.- архиерей, епископ Бийский, викарий Томской епархии (1894-98), епископ Забайкальский и Нерчинский(1898-1912), епископ Томский и Алтайский (1912-14). После смерти популярного на Южном Урале епископа Оренбургского и Тургайского Феодосия (Олтаржевского) 2 августа 1914 г. был назначен оренбургским архиереем. Сразу же по прибытии в Оренбург епископ Мефодий столкнулся с большими проблемами. Начавшаяся 1-я мировая война совпала с большими изменениями в организации управления Оренбургской епархией. В сентябре 1914 викарный епископ Челябинский Дионисий (Сосновский) выехал в Челябинск, куда была переведена Челябинская викарная кафедра2. А 13 декабря 1914 г. была образована вторая викарная кафедра в Оренбургской епархии – Кустанайская3, разместившаяся в Оренбурге. Требовалось разграничить функции викариев между собой и епархиальным архиереем, создать систему управления епархией, что Преосвященным Мефодием и было сделано4. Учитывая, что идет война, викарным епископам Сильвестру (Ольшевскому)5 и Серафиму (Александрову)6, сверх их каждодневных обязанностей, было предписано “приискать из числа священнослужителей, выдающихся особой религиозной и патриотической настроенностью, коим и поручить религиозно-пастырское попечение о призываемых в действующую армию воинских чинах”7. Война вызвала рост социальной напряженности, что порой приводило к открытым столкновениям людей друг с другом. 2 мая 1916 в Оренбурге произошли погромы магазинов, осуществленные женщинами-солдатками, возмущенными ростом цен на продукты первой необходимости. Преосвященный Мефодий обратился с воззванием к своей пастве, призывая к спокойствию и благоразумию. ”Зачем разоряете чужое имущество? Зачем захватываете чужое добро? Зачем позорите своё доброе имя преступным делом? Опомнитесь, образумьтесь, подумайте, что вы делаете”, - говорилось в нем. Обращение епископа 8 мая 1916 было прочитано в городских храмах, в виде листовок распространено среди народа.8 
    Епископ Мефодий регулярно выезжал в населенные пункты епархии, вел службы, проводил нравственно-патриотические беседы, посещал храмы и духовно-учебные заведения. Неоднократно бывал он и в Челябинске. М.Я.Филологов, описывая поездку Мефодия по епархии в июне 1916 г., отмечал: ”Посещение г. Челябинска владыкой не первое. Несколько раз уже он бывал здесь”9. 3 июня 1916 епископ Мефодий посетил резиденцию епископа Челябинского Серафима (Александрова), противосектантские курсы, устроенные в Челябинске епархиальным миссионером Д.А.Несмеяновым, отслужил молебен, и, переночевав в Одигитриевском монастыре, где ему были подготовлены покои, рано утром вместе с епископом Серафимом убыл в Тобольск, где состоялось прославление мощей святителя Иоанна Тобольского10. В Челябинске ему, как епархиальному архиерею, оказывались всяческие знаки внимания и Преосвященный Мефодий, по всей видимости, не мог предвидеть, как скоро ситуация поменяется коренным образом. Отречение Николая-II и крушение царизма было воспринято им философски. ”Более тысячи лет русская земля управлялась единоличною властию своих государей. Но всему бывает своё время, вечного на земле ничего нет, прежнее ветшает и изнашивается вместо старого созидается новое. Единоличная власть прекратила своё существование; народ сам стал у власти; сам теперь великий русский народ свободно, как захочет устроит свой общественный и государственный порядок, сам теперь решит судьбу,”- говорил он перед открытием Оренбургского епархиального съезда духовенства и мирян 20 мая 1917 г.11 При этом, ему, как многим российским иерархам, думалось, что к православной церкви, как основополагающей ценности, народ сохранит иные чувства, чем к самодержавию. Первый поместный собор РПЦ (1917-18), деятельным участником которого был епископ Мефодий12, в принятом 2 декабря 1917 г. определении “ О правовом положении Православной Российской церкви”, зафиксировал: ”Православная Российская Церковь…занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство”.13 Однако жизненные реалии были совершенно иными. Во главе государства встала власть враждебная к церкви, среди народа царили нигилизм и растерянность, да и в самой церкви обострились противоречия, копившиеся не один год. Епископ Мефодий столкнулся с этим еще после Февраля 1917, когда нашлось немало желающих изменить церковную власть на епархиальном уровне. Усилились и центробежные тенденции. В огромной Оренбургской епархии еще до 1-й мировой войны духовенство Челябинского округа, включавшего в свой состав приходы Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов, выражало недовольство распределением епархиальных средств, концентрацией их в Оренбурге, и обращалось к оренбургскому архиерею с просьбой вмешаться и доказать, что для него духовенство всех округов - “ не пасынки, а такие же родные дети епархии, как и духовенство оренбургского округа”14 .Тогда Святейший Синод отреагировал на сложившуюся ситуацию решением разместить кафедру викарного епископа Челябинского в Челябинске15. Однако это не исчерпало проблемы. Поэтому, когда пал царизм, челябинское духовенство отреагировало моментально, заявив о стремлении образовать самостоятельную епархию. Во главе этого движения встал епископ Челябинский Серафим (Александров), обосновавший эту идею своими выступлениями на 1-м Челябинском свободном съезде духовенстве и мирян Челябинского округа (апрель - май 1917) и организационно закрепивший ее на 1-м Поместном соборе РПЦ16, членом которого он, как и епископ Мефодий, являлся. Оренбургский епархиальный съезд духовенства выступил против разделения епархии.17 Против выступил и епископ Мефодий, обратившийся к Поместному собору с докладом, в котором призывал пересмотреть решение Соборного отдела об образовании самостоятельной Челябинской епархии. В нем он отмечал, что епископ Серафим ”не избегнет укоризны”, так как им двигает в вопросе о самостоятельности епархии личный интерес.18 Однако отмены решения об образовании Челябинской епархии не последовало. Епископ Серафим получил назначение на новую кафедру, епископ Мефодий от имени Патриарха получил сам архиепископа, а вопрос об образовании Челябинской епархии был вторично вынесен на рассмотрение собрания духовенства Оренбургской епархии и на этот раз решен положительно.19 Все это не было победой оренбургского архиерея, так как вслед за Челябинским викариатством возбудило вопрос о самостоятельности и викариатство Кустанайское. Архиепископ Мефодий не хотел быть архиереем, развалившим Оренбургско-Тургайскую епархию, поэтому, вынужденно согласившись с образованием Челябинской епархии, он категорически отказался признать права кустанайцев на образование собственной епархии, закрыв Кустанайское викариатство.20 При этом, говоря о викарном епископе Кустанайском Дионисии (Прозоровском), он говорил, что “ Преосвященный Дионисий временно имеет поехать в Челябинск, а по изыскании в Кустанае средств прибудет туда, а в Челябинске изберут себе нового епископа”.21 Однако, в реалии все вышло иначе. После епархиального собрания духовенства, епископ Мефодий совершил поездку по Орскому, Верхнеуральскому и Челябинскому уездам, с 21 сентября 1918 возложив управление Оренбургской епархией на епископа Дионисия (Прозоровского). В ноябре 1918 г. выехал в Томск22, где состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, не подконтрольной советской власти и занятой впоследствии войсками адмирала А. В. Колчака. Это совещание завершилось образованием Высшего временного церковного управления "епархиями Сибири, Приуралья и другими освобожденными от советско-большевистской власти частями России" во главе с архиепископом Омским и Павлодарским Сильвестром (Ольшевским), бывшим викарным епископом Челябинским.
    27-29 ноября 1918 провел службы в храмах Челябинска. И вернулся ли в Оренбург не известно, так как документальные следы его нахождения в Челябинске мы находим и в декабре 1918 г.23 и в начале 1919 г. Причем особенно важны факты, говорящие о пребывании в Челябинске на протяжении первой половины 1919 г., вплоть до июня, т.к. это абсолютно расходится со сведениями, имеющимися в литературе. Так, В.М. Войнов (Оренбург), считает, что архиепископ Мефодий выехал из Оренбургского края в начале 1919 года, при этом дает следующие объяснения по этому поводу: ”И вдруг неожиданное решение - отъезд за границу, в Китай. Почему? Он никому не давал объяснений по этому поводу. Факты же, известные нам, свидетельствуют, что наиболее приемлемым и обоснованным здесь может быть следующее объяснение: в условиях революции и гражданской войны архиепископ пытался, как мог, примирить противоборствующие политические силы в России. Столкнувшись с большевистскими репрессиями, он стал поддерживать белых. Но белое движение тоже не оправдало его надежд. С одной стороны, лидеры белых были столь же непримиримы, как и красные. Христианская проповедь милосердия в условиях войны явно не пользовалась поддержкой. С другой стороны, чем дальше шла война, тем яснее становилось, что белое дело не поддерживается большей частью населения России. Мефодию это было ясно даже в момент успехов белых. Поняв иллюзорность своих надежд, архиепископ решил отказаться от участия в братоубийственной войне”.24 Схожей позиции придерживается Л.И.Футорянский и протоиерей Н. Стремский.25 Схожие сведения можно найти в Интернете. Между тем, верна в построениях В.М.Войнова лишь та часть, в которой говорится о непрятии архиепископом Мефодием Советской власти. Это подтверждается его выступлениями и логикой всех последующих действий, которую кратко можно изложить следующим образом. На территории неподведомственной Советской власти, а именно в Челябинске, в начале 1919 архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий формирует Временное епархиальное управление. 26 февраля 1919 на собрании челябинского городского духовенства и представителей приходских советов (мирян), состоявшемся в здании Челябинского епархиального училища, в его состав были избраны 3 члена - протоиерей И.А.Ильин (Троицк), протоиерей М.Я.Филологов (Оренбург), бывший помощник смотрителя Челябинского духовного училища И.А.Сперанский (Челябинск), и 2 кандидата к ним - протоиерей П.Г. Холмогорцев (в последующем - Петр, митрополит григорьевского поставления) и учитель И.Е.Калашнов (оба-Челябинск).26 Примерно этим же временем датируется письмо Патриарха Тихона к епископу Кустанайскому Дионисию (Прозоровскому), в котором он называет его “временно управляющим Оренбургской епархией”.27 Таким образом, управление приходами Оренбургской епархии было разделено по линии фронта. На территории белых во главе епархии стоял архиепископ Мефодий, а на территории, занятой красными - епископ Дионисий (Прозоровский). При этом важно подчеркнуть, что архиепископ Мефодий находился в Челябинске вплоть до подхода к нему Красной армии. Достаточно сказать, что еще в июне 1919 он провел в городе молебен, посвященный годовщине освобождения Южного Урала от Советской власти.28 и ушел на восток вместе с отступающей Белой армией. Таким образом, не было никакого “неожиданного” отъезда архиепископа Мефодия в Китай, как не было и его разочарования в белом движении.
    Оказавшись в Китае, Преосвященный Мефодий стал в 1920 архиепископом Харбинским и Маньчжурским. В 1929 получил сан митрополита. Написал ряд книг, в том числе об обновлении икон29, и 28 марта 1931 скончался в Харбине. Что же до Челябинской епархии, против образования которой выступал Мефодий, то реально она возникла уже после убытия его из края. Назначенный на челябинскую кафедру Гавриил (Чепур) до Челябинска в условиях гражданской войны не добрался и эмигрировал в Западную Европу. А первым епископом Челябинским и Троицким, реально вступившим в управление ею, стал Дионисий (Прозоровский) получивший это назначение лишь в сентябре 1919 г.30

  Примечания.
      1.) Войнов В.М. Мефодий - митрополит Харбинский // Вестник Челябинского университета. Серия 1 (История).1992 №2; Футорянский Л.И. Епископ Оренбургский и Тургайский, митрополит Харбинский Мефодий (в миру Маврикий Львович Герасимов,1856-1930) // Христианство и ислам на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург.1998.С.162-164; Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века / Сост. Протоиерей Н.Стремский Оренбург.2000. Кн.3. С.363-366; Русские писатели эмиграции: Биографичес- кие сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов. Бостон. 1973. 
    2.) ОЕВ.1914. №34.Часть официальная. С.331.
    3.) См.: Оренбургские епархиальные ведомости (в дальнейшем - ОЕВ).1914.№46-47. С.433-434.
    4.) См.: Инструкция викариям Оренбургской епархии Преосвященным Челябинскому и Кустанайскому // ОЕВ.1915. №37-38. Часть официальная.
    С.385-391.
    5.) Сильвестр (Ольшевский), епископ Челябинский (1914-15), в последующем – на кафедре Омской и Павлодарской, архиепископ. Священномученник. Канонизирован на юбилейном Соборе РПЦ.(2000г.).
    6.) Серафим (Александров), епископ Кустанайский (1914-16), епископ Челябинский(1916-18). Позднее – митрополит. Член Временных Синодов при Патриархе Тихоне и митрополите Сергии (Страгородском).
    7.) П.Б. О религиозно-пастырской деятельности епархиального духовенства среди призываемых в действующую армию воинских чинов. // ОЕВ. 1915. №37-38.Часть неофициальная. С.474-475. П.Б., возможно,- протоиерей Ф.Бажанов.
    8.)Троицкая газета.1916. 13 мая; ОЕВ.1916 №21-23(Проповеднический листок. 1916. №7).
    9.) ОЕВ.1917.№ 1-2.Часть неофициальная. С.33.
    10.) Там же.
    11.)Бабкин М.А. Духовенство РПЦ и Февральская революция 1917 г.: Документы и материалы Святейшего Синода, епархиальных, городских, благочиннических съездов и собраний российского духовенства. М.2002.С.16.
    12.) Епископ Мефодий убыл на Поместный собор РПЦ 11 августа 1917 г. и прибыл из Москвы в Оренбург 13 декабря того же года. Впечатления о Соборе и вновь избранном Патриархе Тихоне были изложены им в докладе, прочитанном им оренбургскому духовенству 20 декабря 1917 г. и опубликованы в “Оренбургском церковно-общественном вестнике” 14 января 1918 г.
    13.) Регельсон Л. Трагедия русской церкви.1917-1945. М.1996. С.219.
    14.) Боже В.С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск. 1996. (Вып.) 1. С.43.
    15.) Там же. С.48.
    16.) См.: Оренбургский церковно-общественный вестник.1917. 29 октября.
    17.) См.: Оренбургский церковно-общественный вестник.1918.15 июля.
    18.) См.: Оренбургский церковно-общественный вестник.1918.10 апреля(28 марта).
    19.) См.: Оренбургский церковно-общественный вестник.1918. 9 (22) сентября.
    20.) Там же.
    21.) Там же.
    22.) Оренбургский церковно-общественный вестник.191830 сентября(13 октября).
    23.)Утро Сибири (Челябинск).1918.10 ноября; Войнов В.М. Указ. Соч. С.48.
    24.) Войнов В.М. Указ. Соч. С.48.
    25.)См.: Футорянский Л.И.Указ.соч. С.164; Стремский Н. Указ.соч. С.366.
    26.) Собрание // Утро Сибири (Челябинск).1919.8 марта.
    27.) ОГАЧО. Ф.77.Оп.1.Д.344. Л.11.
    28) Слово в День празднования годовщины освобождения от большевистской власти // Вестник Приуралья (Челябинск). 1919. 6 июня.
    29.) Архиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон. Джорданвиль. 1967. (1-е изд. Харбин. 1925; последнее изд.- М. 1999).
    30.)См. Бовкало А.А. Здравомыслов К.Я. Биографический словарь иерархов русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 года //Христианское чтение.1998.№16.

Дополнительно по данной категории

23.11.2010 - У истоков Челябинской епархии. Епископ Дионисий (Прозоровский)
18.11.2010 - Митрополит Серафим (Александров): страницы биографии
18.11.2010 - Публикации В.С. Боже
Нет содержания для этого блока!

Издания Центра историко-культурного наследия г. Челябинска

Материалы к истории Челябинска :: Города Урала в контексте русской культуры :: Жатва смерти: Голод в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. :: Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.): Справочное пособие. :: Челябинская старина: Сборник статей и материалов по истории Челябинска раннего периода (30-е гг. ХVIII в. – сер. ХIХ в.) :: Исторические чтения. Вып.2. (Материалы научных конференций "Неизвестный Челябинск" и "Религия и церковь на Урале"). :: Дореволюционный Челябинск: страницы истории :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.1. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Исторические чтения. Вып.3. (Материалы конференции "История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии") ::Опера в Челябинске: аннотированный биографический указатель :: Летописцы земли уральской: Материалы к истории челябинского краеведения ::Исторические чтения. Вып.4. :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.2. ::  От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: Топонимический словарь. :: "Нет, весь я не умру…": Памятные пушкинские даты в Челябинске :: И небывалое бывало: Необычайные природные явления Челябинска и его окрестностей :: Исторические чтения. Вып.5. (Материалы научной конференции "Культура Челябинска: поиски и находки" :: Челябинские хроники. 1899-1924 :: Монументальные образы Челябинска: Альбом :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 3.  :: Среди природы. Рассказы натуралиста: Сборник очерков о природе Челябинской области :: Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии (1908-1918) :: Фонтаны города Челябинска. Фотоальбом :: Исторические чтения. Вып.6 (Материалы научной конференции «Имена уходящего века») :: Исторические чтения. Вып.7-8 (Материалы научных конференций «Христианство на Урале», «Вдали от столиц: страницы городского быта», «Краеведение, как явление культуры» :: Исторические чтения. Вып. 9 (Материалы научной конференции «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 1: Краткий исторический очерк.  :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 2: Справочные материалы :: Исторические чтения. Вып.10. (Материалы научной конференции «Культура Урала. XX век», посвящ. 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по организации разумных развлечений :: Челябинск. Скульптура в городе. Комплект из 20 фотооткрыток :: И.С.Егурная. Природные феномены Челябинска :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 4. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Городской голова доктор Бейвель

Новое

Чернавский Н.М. (1872-1940)

От автора

Предисловие

Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения

Центральные и региональные периодические издания по вопросам краеведения, выходившие до 1941 года

Центральные и региональные краеведческие конференции, прошедшие до 1941 года

Краеведческая жизнь Челябинска (до 1941 года) в газетных и журнальных публикациях

Издано в Челябинске

"Челябинский краевед"

Краеведческие организации

Краеведы и музейные работники Челябинска

Краеведческие общества

Краткий очерк развития краеведения в г. Челябинске (до 1941 г.)

От автора

Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.). Справочное пособие.

Гастрольная афиша Челябинска 1941-1945 гг.

Неизвестная война: Малоизученные страницы Великой Отечественной

Список сокращений

Использованные источники и литература

Челябинское викариатство: основные исторические вехи (хроника)