Челябинску - 275 лет
Главная         Список  
Статьи » Публикации сотрудников ЦИКНЧ » Статьи В.С. Боже
Митрополит Серафим (Александров): страницы биографии

   В.С. Боже. Митрополит Серафим (Александров): страницы биографии // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала: материалы 3-й региональной научной конференции. 10-11 декабря 2002., Челябинск: ЧОКМ; ЧГАКИ, 2002. – С. 143-147.



митрополит Серафим (Александров)    Время, в которое довелось жить герою нашего сегодняшнего сообщения, было переломным для страны и для Русской православной церкви. Победившая после переворота 1917 года большевистская власть начала активную борьбу с религией и церковью. Немногим православным иерархам довелось выжить, абсолютное их большинство погибло в сталинских застенках. Не явился исключением и митрополит Серафим (Александров), один из самых заметных деятелей церкви первой трети ХХ века.
    Митрополит Серафим, в миру Дмитрий Александрович Александров родился 19 октября 1866 в селе Никитино Корсуньского уезда Симбирской губернии. Образование получил в Саратовской духовной семинарии. В 1890 г. был рукоположен в диаконы, в 1891г.- в священники. С 1894 г. – Самарский, с 1910 - Оренбургский епархиальный противораскольничий миссионер. С 1911г.- протоиерей. 13 ноября 1914 г. имп. Николаем-II был утвержден указ Синода об учреждении еще одной викарной кафедры в Оренбургской епархии – Кустанайской и о назначении викарным епископом миссионера-проповедника Д.А.Александрова. В соответствии с существовавшими традициями 5 декабря 1914 г. он был пострижен в монашество под именем Серафима, 6 декабря 1914 г. возведен в сан архимандрита, а 14 декабря 1914 г. хиротонисан в епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Местопребыванием его был определен Оренбург, где он был размещен в доме, до него занимавшимся епископом Челябинским Дионисием (Сосновским), убывшим по решению Св. Синода на жительство в Челябинск. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности - руководство миссионерской деятельностью, с принятием же в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область. На этой территории он мог рекомендовать епархиальному архиерею на вакантные места священнослужителей, представлять наиболее достойных к наградам, назначать дознания о “неблаговидных деяниях священноцерковнослужителей”, определять на вакантные псаломщические места лиц, имеющих на это право, увольнять нештатных диаконов и псаломщиков за штат, увольнять церковнослужителей в отпуск, утверждать законоучителей в начальных училищах, разрешать браки, переход в православие из других вероисповеданий. Ему было предписано наблюдать “за правильностью церковной живописи и охраной памятников старинного церковного зодчества и церковной живописи”, разрешать духовные чтения и концерты и т.д. В должности Кустанайского викария епископ Серафим пробыл чуть более года. 6 апреля 1916 мы видим его уже Челябинским викарным архиереем. Именно в этом сане он и встретил революцию. Падение царизма вызвало эйфорию в значительной части российского общества. Казалось, что грядущие перемены сделают жизнь справедливей, добрее, зажиточней. В этих условиях проходили многочисленные митинги, собрания, съезды. Церковь не являлась исключением. Еще до революции многие из церковных иерархов считали необходимым активизировать жизнь приходов, избавиться от слишком тесной опеки государства, внести изменения в управление церковью. После февраля 1917 и особенно перед проведением Первого поместного собора РПЦ эти идеи обсуждались почти всем российским духовенством. Включился в обсуждение насущных задач, стоявших перед церковью и епископ Челябинский Серафим.
    7 апреля 1917 г. в здании городской думы он провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическим переворотом в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля - начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся более 400 человек открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. При этом его участие в работе этим не ограничилось, он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы будущий Поместный Собор Всероссийской церкви перестроил церковное управление так, чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. В условиях крушения государственных устоев, многие миряне, духовенство, и епископ, считали неизбежной и радикальную реформу церкви. В решениях съезда читаем: “ Современные условия жизни требуют от представителей церкви коренного изменения обрядовых форм и церковных установлений и создания новых канонических правил. Церковный Собор должен строго разграничить канонические правила и признать неподлежащим изменению те из них, которые имеют догматический характер и значение. А те правила, которые имеют значение не догматическое, а церковно-бытовое и дисциплинарно-юридическое, Всероссийский собор должен признать требующим изменения и усовершенствования”. По ряду позиций съезд принял однозначно обновленческую позицию. При этом нам не удалось обнаружить ни одного свидетельства того, чтобы епископ Серафим при этом выступал против. В отчете о съезде, опубликованном в “Оренбургском церковно-общественном вестнике” подчеркивалось, что “на съезде наблюдалось полное единение и солидарность во взглядах между епископом, с одной стороны, и пастырями и мирянами, с другой стороны”.
    В 1917 духовенство империи было чрезвычайно политизировано и считало не только своим правом, но и обязанностью высказываться по всем политическим вопросам современности. В этих условиях характерным явилось заявление епископа Серафима в Челябинский комитет Партии народной свободы (кадеты), о своем желании стать ее членом. Комитет партии благодарил епископа, но отказал ему, мудро указав ему, что епископ должен быть вне всяких политических партий.
    Уже в 1917 году было ясно, что викарная епископская кафедра – это не предел для епископа Серафима. Он обладал живым умом, мог аргументировано выразить свои взгляды, обладал даром красноречия, как отмечалось в одной из статей, опубликованных в 1917 году, “Народ с большим вниманием слушает поучения Челябинского епископа Cерафима, который по справедливости может считаться одним из выдающихся церковных проповедников.”
    Не случайно потому еще до убытия Преосвященного на Поместный собор было ясно, что вероятность его возвращения на занимаемое им место минимальна. После ухода на покой епископа Серафима Екатеринбургского (в миру - Голубятникова), епископ Челябинский Серафим (Александров) был назначен управляющим Екатеринбургской епархией. Трижды собирался общеепархиальный съезд, чтобы утвердить его в должности правящего епископа, но он не набирал нужного числа голосов. В качестве возможных кафедр, на которые предполагалось назначение епископа Серафима, назывались Саратовская и Полоцкая. Наконец, 1 апреля 1918 состоялось постановление №183 Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода, согласно которому было постановлено: “ Викарию Оренбургской епархии епископу Челябинскому Серафиму - быть епископом Полоцким и Витебским”. Однако епархиальным архиереем епископ Серафим пробыл не долго. Уже 22 апреля по его желанию, он был переведен на викарную кафедру епископа Старицкого в Тверскую епархию. А затем вторично - на знакомую ему викарную кафедру епископа Кустанайского (1919-22). Однако, в наших краях он не задержался и в 1922 возвращается в Тверскую (Калининскую) епархию уже правящим архиереем. На ней он находился по 28 июня 1928 г. За это время многое произошло в жизни Серафима (Александрова). Он становится членом Временного Синода, действующего при Патриархе Тихоне архиепископом Тверским и Ржевским, а с 1924 - митрополитом. Объективно его следует отнести к числу наиболее значительных деятелей “тихоновского” периода истории РПЦ. Его подписи стоят под всеми наиболее значимыми документами, увидевшими свет в этот период: под воззванием об отмежевании церкви от контрреволюции (1923), об упразднении Карловацкого Синода (1923), под обращением в связи со смертью В.И.Ленина (1924). После смерти Патриарха Тихона он участвует в похоронах Патриарха, ведет службы при его гробе (1925). Последующие периоды истории РПЦ также тесно связаны с именем Серафима (Александрова). Его подпись стоит сразу за подписью будущего патриарха Сергия (Страгородского) в документе об исполнении обязанностей Патриаршего местоблюстителя митрополитом Петром Полянским. Он вошел во временный Синод, действовавший при Сергее Страгородским (1927). Подписал он и все, наиболее одиозные документы этого церковного правления, включая печально знаменитую декларацию митрополита Сергия от 29 июля 1927 г., в которой, как известно, говорилось: “ Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменившие ему, но и самые ревностные приверженцы его…” В этот период, учитывая ярко выраженную просоветскую позицию Серафима Александрова, в церковных кругах активно будируется вопросах о его связях с ГПУ. Некоторые острые языки присваивают ему титул “Лубянский”.
    Все чаще и чаще звучат предложения об его удалении от руководства делами РПЦ. Митрополит Сергий Страгородский вынужден его защищать. Так встречаясь с оппозиционерами - “иосифлянами”, у него происходит характерный разговор:
    - “Чем же вам не нравится митрополит Серафим Александров?” – спрашивает митрополит Сергий.
    - “Будто Вы, Владыко, не знаете?”– отвечают “иосифляне”
    - “Это все клевета и сплетни”, – закрывает тему митрополит Сергий.
    В другой раз, отвечая на вопросы профессора В. Верюжского, он более многословен: ”О митрополите Серафиме я не знаю ничего, кроме сплетен и беспредметной молвы. Для опорочения человека нужны факты, а не слухи. Не любят его за то, что он, имея некоторый кругозор, не остался при наших взглядах на наше государственное положение”.
    Митрополит Серафим при этом не терял своих позиций, занимая должности епархиального архиерея Саратовской (28 июня 1928 - 24 августа 1933), а затем Казанской (24 августа 1933 - 28 нояб. 1936) епархий. Является членом Священного Синода и Высшего Церковного совета РПЦ.
    20 ноября 1936 г. митрополит Серафим был арестован, обвинен в распространении антисоветской агитации, и в том, что был обязан делать в соответствии со своим архиерейским саном – проводил награждения, священников, повышения их в церковных званиях, оказывал содействие духовенству в других городах, а также в том, что на должности священников принимал ранее репрессированных лиц. Решением Особого совещания при НКВД СССР 27 февраля 1937 г. его приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. Однако, отбыть это наказание митрополиту Серафиму было не суждено. Уже 26 ноября 1937 г. решением Тройки Управления НКВД по Северо-Казахстанской области митрополит Серафим был приговорен к расстрелу и 2 декабря 1937г. приговор был приведен в исполнение.
    Прошли годы, рассмотрев дело митрополита Серафима (Александрова), прокуратура СССР, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. ”О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов” полностью реабилитировала его 4 апреля 1989 г.

Дополнительно по данной категории

23.11.2010 - У истоков Челябинской епархии. Епископ Дионисий (Прозоровский)
18.11.2010 - Митрополит Мефодий (Герасимов): челябинские страницы биографии
18.11.2010 - Публикации В.С. Боже
Нет содержания для этого блока!

Издания Центра историко-культурного наследия г. Челябинска

Материалы к истории Челябинска :: Города Урала в контексте русской культуры :: Жатва смерти: Голод в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. :: Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.): Справочное пособие. :: Челябинская старина: Сборник статей и материалов по истории Челябинска раннего периода (30-е гг. ХVIII в. – сер. ХIХ в.) :: Исторические чтения. Вып.2. (Материалы научных конференций "Неизвестный Челябинск" и "Религия и церковь на Урале"). :: Дореволюционный Челябинск: страницы истории :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.1. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Исторические чтения. Вып.3. (Материалы конференции "История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии") ::Опера в Челябинске: аннотированный биографический указатель :: Летописцы земли уральской: Материалы к истории челябинского краеведения ::Исторические чтения. Вып.4. :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.2. ::  От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: Топонимический словарь. :: "Нет, весь я не умру…": Памятные пушкинские даты в Челябинске :: И небывалое бывало: Необычайные природные явления Челябинска и его окрестностей :: Исторические чтения. Вып.5. (Материалы научной конференции "Культура Челябинска: поиски и находки" :: Челябинские хроники. 1899-1924 :: Монументальные образы Челябинска: Альбом :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 3.  :: Среди природы. Рассказы натуралиста: Сборник очерков о природе Челябинской области :: Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии (1908-1918) :: Фонтаны города Челябинска. Фотоальбом :: Исторические чтения. Вып.6 (Материалы научной конференции «Имена уходящего века») :: Исторические чтения. Вып.7-8 (Материалы научных конференций «Христианство на Урале», «Вдали от столиц: страницы городского быта», «Краеведение, как явление культуры» :: Исторические чтения. Вып. 9 (Материалы научной конференции «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 1: Краткий исторический очерк.  :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 2: Справочные материалы :: Исторические чтения. Вып.10. (Материалы научной конференции «Культура Урала. XX век», посвящ. 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по организации разумных развлечений :: Челябинск. Скульптура в городе. Комплект из 20 фотооткрыток :: И.С.Егурная. Природные феномены Челябинска :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 4. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Городской голова доктор Бейвель

Новое

Чернавский Н.М. (1872-1940)

От автора

Предисловие

Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения

Центральные и региональные периодические издания по вопросам краеведения, выходившие до 1941 года

Центральные и региональные краеведческие конференции, прошедшие до 1941 года

Краеведческая жизнь Челябинска (до 1941 года) в газетных и журнальных публикациях

Издано в Челябинске

"Челябинский краевед"

Краеведческие организации

Краеведы и музейные работники Челябинска

Краеведческие общества

Краткий очерк развития краеведения в г. Челябинске (до 1941 г.)

От автора

Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.). Справочное пособие.

Гастрольная афиша Челябинска 1941-1945 гг.

Неизвестная война: Малоизученные страницы Великой Отечественной

Список сокращений

Использованные источники и литература

Челябинское викариатство: основные исторические вехи (хроника)